Обобщение правоприменительной практики осуществления муниципального контроля

Анализируя правоприменительную практику в целом, следует отметить, что практика в настоящее время склоняется в сторону невозможности осуществления функций государственного контроля (надзора), муниципального контроля подведомственными государственными и муниципальными учреждениями, о чем свидетельствует большинство изученных решений. Такая позиция объясняется запретами, заложенными уже сейчас в действующем законодательстве, на осуществление функций государственного контроля (надзора), муниципального контроля подведомственными государственными и муниципальными учреждениями.

В первую очередь речь идет о следующих нормах законодательства:

1. Общие нормы Закона о защите конкуренции.

2. Норма части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции о недопустимости наделения хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено нормами специальных федеральных законов. При этом под хозяйствующими субъектами в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции понимаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.  

3. Норма статьи 2 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которой государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляется уполномоченными органами государственной власти (федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченными органами местного самоуправления.

4. Нормы отдельных отраслевых законов, описывающих порядок осуществления того или иного вида контроля (надзора), в соответствии с которыми такие виды контроля (надзора) проводятся федеральными органами исполнительной власти и (или) региональными органами исполнительной власти, и (или) органами местного самоуправления, и при этом ссылка на возможность осуществления соответствующего контроля (надзора) иными субъектами отсутствует. Однако ряд изученных решений все же допускает осуществление функций государственного контроля (надзора), муниципального контроля подведомственными государственными и муниципальными учреждениями. Во-первых, отдельные нормы федерального законодательства Российской Федерации напрямую предусматривают возможность осуществления государственного контроля (надзора) государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти. Во-вторых, в ряде случаев в соответствующем отраслевом законодательстве предусмотрено, что та или иная система органов, осуществляющих правоприменительные функции в определенной сфере, включает не только органы власти, но и другие организации.

На практике имеют место случаи осуществления муниципального контроля муниципальными учреждениями. В качестве примеров можно привести следующие виды контроля:

 - муниципальный контроль в сфере благоустройства, санитарного содержания городских территорий, содержания жилищного фонда.

- муниципальный контроль в сфере охраны окружающей среды.

- муниципальный земельный контроль

- контроль за соблюдением законодательства по размещению объектов наружной рекламы

Последнее обновление: 16 марта 2017 г., 15:44

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International