Гайнуллина Алсу Аскаровна

 

Гайнуллина Алсу Аскаровна.  Родилась 24 февраля 1954 года в селе Дрожжаное, Татарская АССР. В 1974 году окончила Казанское театральное училище. В том же году принята в Татарский академический театр им. Г. Камала.

Драматическая актриса, народная артистка ТАССР, РФ (1986,1996).Окончила Казанское театральное училище (1974, мастерская М.Х.Салимжанова) и сразу была принята в труппу Татарского академического театра. Актриса широкого творческого диапазона, в равной степени убедительна как в драматических, острохарактерных, так и в комедийных, сатирических ролях; с первых лет работы заняла весомое положение в театре, сыграв такие значительные и совершенно противоположные по характеру и жанровой природе роли, как Гульбану («Судьба татарки» Г.Ибрагимова, 1978) и Сарби («Беглецы» Н.Исанбета, 1980). Богатство речевых интонаций, разнообразие красок, психологическая тонкость игры актриса продемонстрировала в образах лукавой, смешливой Муршиды («Казанское полотенце», 1981) и познавшей всю глубину страдания светлой, тихой Сарвар («Угасшие звезды» К.Тинчурина). Явлением театрального искусства в Татарстане стал созданный Гайнуллиной образ Ларисы в спектакле «Бесприданница» (1983) по пьесе А.Н.Островского. Драматический конфликт героини с окружающей средой актриса передавала через отрешенность, внутреннюю сосредоточенность. Лейтмотивом образа стали тоска по свободе и отчаянная решимость вырваться из затхлого мира обывательщины и лицемерия. В образе Шамсегаян («Три аршина земли» А.Гилязова, 1987), последовательно выстраивая драматический путь развития характера своей героини от бесконечно счастливой юной и влюбленной деревенской девушки до безвременно состарившейся, умирающей от тоски женщины, актриса убедительно показала трагическое осознание вины человеком, предавшим родную землю. Острота социально-психологической характеристики отличает такие работы Гайнуллиной, как Гайни («Несчастный юноша» Г.Камала), Валентина, Нина («Колыбельная», «Ильгизар +Вера» Т.Миннуллина), Джаникой («Идегей» Ю.Сафиуллина), Ренева («Светит, да не греет» А.Н.Островского). При скупости, сдержанности внешнего рисунка игра актрисы захватывает темпераментностью, страстью, что наиболее ярко проявилось в таких ролях классического репертуара, как Катарина, Клеопатра («Укрощение строптивой», 1986; «Антоний и Клеопатра», 1989, У.Шекспира). Глубиной проникновения в суть характера значителен созданный Гайнуллиной образ Розы в спектакле по пьесе Э.де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник» (2000), вобравший в себя всю многогранность дарования актрисы, умеющей виртуозно и убедительно раскрыть лирическую, драматическую, комическую стороны персонажа. Актриса глубокой жизненной правды, яркой сценической формы, Гайнуллина внесла значительный вклад в татарстанскую театральную культуру. Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского (1991). Награждена Благодарностью Президента РТ (2014).

Замужем. Муж- Хайруллин Ильдар Зиннурович, известный Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала, педагог, заслуженный и народный артист РТ. Заслуженный артист РФ.

Сын- Хайруллин Искандер Ильдарович известный актёр Татарском государственном академическом театре имени Г. Камала, заслуженный и народный артист Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая

Заслуженная артистка Татарской АССР /1982/,

Народная артистка Татарской АССР /1987/, Государственная премия РСФСР в области театрального искусства /1990/, народная артистка РФ /1996/, Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая /2012/, Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С.Станиславского (1991). Награждена Благодарностью Президента РТ (2014).

 

Последнее обновление: 30 мая 2023 г., 14:53

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International